Роль церковных библиотек в жизни общества

CVaFeGcscc0Авторы статьи Т. Г. Дюкина, Л. В. Илларионова

Чувашский государственный институт культуры и искусств

 

 

«Наше безумие сохранило здравый смысл. Оно сохранило его, когда все сошли с ума. В наш сумасшедший дом, век за веком, люди возвращаются домой. И мир не может понять, почему такая строгая и противная логике вера снова и снова дает нам самую большую радость…». Эти слова английского христианского мыслителя, журналиста и писателя конца XIX – начала XX веков Ги́лберта Кит Че́стертона из его книги «Вечный человек» весьма актуальны для нашего времени и нашего недалекого прошлого.

0c7352e0b97ea58c3e4483decc553879

В советское время перед религией и церковью в нашей стране совершено немало тяжких грехов. Насильственно внедрялся атеизм, храмы и монастыри разрушались, церковное имущество подвергалось разграблению, множество ценнейших книг и рукописей было уничтожено и вывезено за границу, и лишь часть их была передана в государственные хранилища. То, что связано с таинством человеческой души и совестью верующего, подвергалось опустошению.

В 90-ые годы принцип свободы совести, борьба за осуществление которого велась на протяжении веков, стал восстанавливаться в нашей стране. Образ религии в общественном сознании стал меняться, прежде представление о ней как об оплоте темноты и невежества, тормозе прогресса стал уступать образу хранительницы нравственности, человеколюбия, милосердия.

Это было время массового увлечения религией, быть православным стало даже в какой-то мере модным. Причины религиозного возрождения заключаются в следующем.

mPitirimЭто, прежде всего, состояние общественного сознания, что определено было отказом от идеалов и духовных ценностей, которые на протяжении семи десятилетий господствовали в стране. Духовный вакуум, образовавшийся вследствие этого, не заполнен был какой-нибудь светской идеологией, тем более содержавшей нравственные начала, те, по которым в той или иной мере всегда тоскует «взыскующая душа человека». Многие люди вообще растерялись, утратили понимание происходящего. Церковь, религия оказались «путеводной звездой», которую увидели многие, тем более в стране, где в течение столетий господствовали традиции коллективизма и общинности, заботы и внимания к ближнему [8, с.9].

Однако обстановка, сложившаяся в стране, заставляет вспомнить период первоначального распространения христианства, который описывается сходными красками в Послании апостола Павла к римлянам, где говорится, что их общество полно всякой неправды, корыстолюбия, злобы, зависти, убийств, распрей, злонравия, гордости и тому подобных пороков. Это было время роста преступности, резкого падения нравственных начал и замены их началами меркантильными – время смуты.

Важное значение в период смуты, неопределенности приобрела историческая традиция – многовековая патриотическая деятельность церкви, ее роль в консолидации народа, установлении и развитии государственности и национального самосознания.

patr-alexis.- 2008 jpg«С православной церковью наш народ прошел тысячелетний путь своей истории. Часто нелегкий путь, путь испытаний, но вера давала мужество и силы, укрепляла в трудностях, дарила надежду, – говорил Патриарх Всея Руси Алексий II. – Дай Бог, чтобы в нынешний период духовного обновления больше и больше наших соотечественников находило бы дорогу к нашим российским национальным святыням, перед которыми молились наши предки в годины испытаний; чтобы наши соотечественники после семи десятилетий атеизма и борьбы с верой нашли дорогу к православному храму и духовно, нравственно обновились, чтобы созидать новую Великую Россию» [8, с.10].

Кардинальная ломка всех ценностей, подлинных и мнимых, предпринятая в последние годы, затронула каждого из нас. Ныне отбрасываются одни отжившие ценностные ориентиры и программы, реставрируются другие, транслируемые опытом человечества, рождаются новые ценностные приоритеты.

Сегодня молодые люди стоят перед дилеммой: выбрать либо путь, ценностью которого является ориентация на все возрастающее материальное производство и потребление; либо путь, основанный на приоритете духовных ценностей. Приоритеты последнего предполагают оценочный подход к материальным ценностям с позиции предназначения человека в жизни. Это диктует необходимость возрождения культурных и нравственных ценностей, возрождения лучших национальных традиций [6, с.403].

WFlgIoH7ARgВозрождение культурных и нравственных ценностей является приоритетным направлением в работе церковных библиотек. Цель данной деятельности – формирование у населения, в первую очередь у молодежи, духовно-нравственных основ личности. Духовное спасение, обновление всегда было связано с чтением. Огромный потенциал духовного воспитания детей и молодежи заложен в религиозных ценностях, особую часть которых несет в себе святоотеческая и святожитийная литература, где раскрываются нормы православной духовности и нравственности.

Наше время – время нравственного релятивизма. В этих условиях формы и методы  православного просвещения, в которых служитель Церкви выступает как учитель, знающий истину, эффективны в очень редких случаях. Человек, в особенности молодой, сегодня все чаще стремится сбросить с себя «предрассудки» и «стереотипы». Поэтому ненавязчивая передача церковными библиотекарями веры, осторожное, чуткое и предельно терпимое отношение к человеку – это залог успеха в деле церковного просвещения. Современным молодым людям, часто ищущим религиозные ответы на мировоззренческие вопросы, необходимо не только сказать, куда и как двигаться, но и помочь обрести интерес и радость на пути воцерковления [4, с.66].

ZL0FBBL-88wРазвитие духовности человека представляет собой формирование его духовной культуры, в границах которого происходит выбор ценностей, осуществляется оценка явлений, действительности, разрабатываются цели и средства деятельности, создаются жизненные планы, определяется жизненная позиция и стратегия.

Личность, которой свойственна духовность, осваивает сокровища культуры, произведения искусства, нравственный опыт, впитывая в себя вековые завоевания человечества. Вникая в мир науки, искусства, религии, она в этом духовном труде видит не жертву, не принудительную дань требованиям общества, а идет навстречу своим потребностям, которые и свидетельствуют о духовности личности [2, с.50].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в частности, говорится, «…что в современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся… Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ и традиционными религиозными объединениями» [5, с.20]. В этом мы видим необходимость взаимодействия школьных и церковных библиотек.

В конце XX века не только наша страна, но и весь мир переживал стихийное и непредвиденное религиозное возрождение.

occultism-05Миллионы людей попали под влияние мистических чувств. Они оправлялись в пустыни и искали там богов, прилетевших, по их мнению, на Землю из суперцивилизаций; вдыхали ядовитые испарения, идущие от расщелин скал и возвещавшие о крушении мира; нищенствовали на улицах неоновых городов, чтобы их пророки могли разъезжать в современных лимузинах; ютились в темных подвалах крупных городов, поклонялись дьяволу. Именно эта разноликая и экзотерическая вера собирает и сегодня огромное число приверженцев, которая выработала собственное сознание и особый стиль жизни. Люди подвергаются нейролингвистическому программированию и набору других психологических методик. Обычными, но специально подобранными словами, не несущими, на первый взгляд, никакого скрытого смысла, оказывается воздействие на людей таким образом, что они, сами того не замечая, выполняют определенные установки. Подобными технологиями пользуются и религиозные проповедники [3, с.8].

Л. Ю. Браславсский отмечает в своей книге (за 2000 г.) «Религиозные и оккультные течения в Чувашии»: «…В современных условиях религиозные учения, как восточные, так и западные, превращены в товары с привлекательной упаковкой и обозначением цены. В результате независимо от изначальной ценности они подчиняются законам «купли-продажи» и  прежде всего зависят от рекламы, которая исходит из логики наживы, а потому подогревает искусственный интерес к эзотерическим именам и представлениям. Тем самым их реальная ценность подменяется ярлыками и образами, которые внедряются в массовое сознание: «когда боги мигрируют или транспортируются в цивилизации, где все в известном смысле является товаром, они также превращаются в товар» [3, с.8].

Нашествие заморских культов объясняется тем же духовным вакуумом (о нем мы говорили выше), который образовался в нашей стране в результате социальных реформ, перехода из тоталитаризма в открытое общество.

slovo_pic Когда толкуют об экспансии «новых религий», ссылаются над деструктивные процессы: снижение жизненного уровня, демократический произвол, утрата традиционной (православной) церковной веры. В таких условиях люди стали искать для себя новые суеверия, новые чудеса. Часть прихожан ушли из традиционной веры и увлеклись новыми культами.

Эти тенденции свойственны и нашему времени, но в меньшей мере. Утешает лишь то, что после взлета популярности какого-либо социального явления (всплеск интереса к различным религиозным направлениям) неизбежно следует спад интереса к нему, если только новое социальное явление не способствует решению реальных социальных проблем, реальному улучшению жизни людей. И все же, и на сегодняшний момент продолжают нарастать, как следствие развития информационных технологий, индивидуализм и эгоизм, пренебрежение интересами и ценностями общества.

Православная религия нужна людям для обуздания низменных, животных страстей: агрессивности, эгоизма, жадности и т. п.

Состояние религиозных верований, степень влияния их на граждан, на отдельные социальные и профессиональные слои населения, их отношения с государством и его институтами, содержание законодательства о религии, характер религиозных партий и движений – все это должно быть в поле зрения церковного библиотекаря. Без этого его деятельность не может быть успешной. Он должен осознавать свою ответственность за все происходящее. Суть его великой миссии в том, чтобы доказывать: без любви к ближнему, без моральной основы и готовности людей бороться против всякой несправедливости, которая порождает страдания человека, увлечение религией вырождается всего лишь в моду и является осквернением ее идеалов, фарисейством.

JioFYupLajYЦерковному библиотекарю уместно повседневно спрашивать себя: все ли я делаю для того, чтобы люди не отдалялись друг от друга и не «автоматизировались», чтобы общались – и не только в Церкви. Владею ли я умением организовать такое общение и общаться сам, обладаю ли должными интеллектуальными и нравственными качествами?

«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Эти слова английского философа Френсиса Бэкона значимы и сегодня. Именно сегодня необходимо донести до юного поколения непреходящие человеческие ценности, пробудить открытую для впечатления душу маленького человека, создать среду духовности и творчества [7, с.406]. Сегодня именно эти задачи объединяют все библиотеки и всех библиотекарей, и прежде всего, церковные.

Духовная книга пробуждает нравственное самосознание, с ее помощью происходит формирование личности. Она утверждает в человеке чувство уверенности в себе, помогает социальной адаптации юношества. От личности выпускника школы, его поведения, знаний, способности к диалогу, нравственной и гражданской позиции во многом зависит будущее нашей страны, в частности, и нашей республики.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» особо подчеркивается: «Духовное единство народа и объединяющие моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [5, с.5].

2NOV_9923Святейший Патриарх Кирилл придает огромное значение деятельности церковных православных библиотек. Выступая перед работниками Синодальной библиотеки, он, в частности, сказал: «Любая библиотека – это хранилище интеллектуальных ценностей». Патриарх особо отметил значение библиотеки как исследовательского центра: «Нельзя изучать историю, в том числе историю человеческой мысли, без библиотеки и архива. Настоящая библиотека всегда становится местом интеллектуального творчества, местом чрезвычайно важной духовной активности человеческой личности» [1, с.1].

Святейший также подчеркнул миссионерское значение активной деятельности церковных православных библиотек: «Важно, чтобы при епархиальных управлениях, при крупных городских приходах и монастырях открывались или активизировали свою деятельность библиотеки. Церковные библиотеки должны быть не только местом, куда люди приходят почитать или позаимствовать книгу, но духовно-просветительскими центрами, при которых организуются группы любителей христианского просвещения, дискуссионные кружки. При правильной постановке дела сюда будут приходить и такие люди, которые, может быть, и на богослужение-то редко ходят. А подобное общение станет для них шагом в сторону Церкви. Я полагаю, что на площадке библиотеки могут проходить важные встречи людей, заинтересованных в том, чтобы как можно больше знать о Церкви, о ее позиции по разным вопросам. Представители Церкви, которые заинтересованы слышать и понимать голос своих современников, должны принимать активное участие в работе библиотеки» [1, с.1].

Пробуждение интереса к религии, к ее истории, сущности, к традициям и обрядам православия, которые создавали и создают православную культуру, радует и вселяет надежду на духовное возрождение нации, особенно подрастающего поколения, ведь в их руках будущее.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андрюшина, С. В. О современном состоянии православных библиотек [Электронный ресурс] / С. В. Андрюшина. – Режим доступа: www. URL: http://izdatsovet.ru/pcroc/detai l.php?ID=80319. – 20.11.2014.
  2. Благовидова, И. Ф. Религия. Культура. Человек. Информационно-библиотечное обеспечение духовно-просветительской работы в библиотеках города Алатырь [Текст] / И. Ф. Благовидова // Православная культура в едином информационном и просветительском пространстве Чувашии: материалы науч.-практич. конф., 29 сентября 2011 г. / Нац. б-ка Чуваш. Респ.; сост. Л. С. Спиридонова. – Чебоксары, 2011. – С. 50–59.
  3. Браславский, Л. Ю. Религиозные и оккультные течения в Чувашии (культы, церкви, секты, деноминации, духовные школы) [Текст] / Л. Ю. Браславский. – Чебоксары: Профессия, 2000. – 347 с.: ил. – ISBN 5-86765-170-3.
  4. Гаврилова, О. В. Исследование заинтересованности студенческой молодежи в православной жизни Чувашии [Текст] / О. В. Гаврилова // Православная культура в едином информационном и просветительском пространстве Чувашии: материалы науч.-практич. конф., 29 сентября 2011 г. / Нац. б-ка Чуваш. Респ.; сост. Л. С. Спиридонова. – Чебоксары, 2011. – С. 66–74.
  5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с. – ISBN 978-5-09-025247-8.
  6. Кикова, Б. А. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи: из опыта работы [Текст] / Б. А. Кикова // Через библиотеки – к будущему: Сб. материалов по формированию детско-юношеской информационной политики: (по материалам конференции Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»): в 2 ч.: Ч. 2. / ЮНИСЕФ, МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», сост. А. Димидов. – М.: Школьная библиотека, 2004. – С. 403–
  7. Соснина, О. В. Библиотека и формирование нового образа жизни как основы будущего развития общества [Текст] / О. В. Соснина // Через библиотеки – к будущему: Сб. материалов по формированию детско-юношеской информационной политики: (по материалам конференции Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»): в 2 ч.: Ч. 2. / ЮНИСЕФ, МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», сост. А. Димидов. – М.: Школьная библиотека, 2004. – С. 406–409.
  8. Фонотов, Г. П. Библиотеки и религия [Текст]: методические рекомендации / Г. П. Фонотов. – М.: Изд-во ТОО Либерия, 1995. – 64 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *