Святитель Гурий, Казанский и Свияжский чудотворец

День празднования: 3 июля, 17 октября и 18 декабря по н. ст.

Святитель Гурий Казанский, в миру Руготин Григорий Григорьевич, родился около 1495 г. в городе Радонеж, почил в ночь с 4 на 5 декабря 1563 г. в городе Казань.

Святитель происходил из обедневшего дворянского рода. Род московских служилых людей Руготиных известен с конца XV в., уходит корнями в середину XIV в., ведет свое происхождение из Можайска. Родственник св. Гурия Феогност (Руготин) был, как и  св. Гурий, пострижеником Иосифова волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, впоследствии являлся игуменом Селижаровского во имя Святой Троицы монастыря. В синодике казанского Благовещенского собора под заголовком «Род святителя Гурия» записан прп. Иосиф Волоцкий. Несмотря на то что в Житии о родстве  св. Гурия с прп. Иосифом ничего не говорится, запись в синодике дает основание для предположения о родственных связях Саниных и Руготиных.

По сообщению Жития, в молодые годы Григорий Руготин был холопом (по-видимому, боевым) князя Ивана Пенкова Ярославского, затем стал «управителем» хозяйством. Заподозрив Григория в прелюбодеянии со своей женой, Пенков хотел его казнить, но за слугу заступился сын князя. Григорий был брошен в темницу, где провел около 2 лет, питался овсом, который ему сбрасывали в снопах. Один из охранников передавал узнику бумагу и чернила, Григорий писал азбуки, охранник их продавал, а деньги по указанию узника раздавал нищим. По молитвам Григория однажды двери темницы чудесным образом оказались открыты, и он отправился в Иосифов волоколамский монастырь.

В некоторых жизнеописаниях святителя утверждается, что он оказался в Волоколамском монастыре при жизни прп. Иосифа, т. е. до 1515 г., и был им пострижен. Более верным представляется предположение, что пострижение Григория произошло через несколько лет после смерти основателя Волоколамской обители.

В 1542/43 г.  св. Гурий стал игуменом Иосифова волоколамского монастыря. Во время его управления обителью в ней были построены каменные оборонительные стены с башнями (в 1676-1685 на их месте сооружены сохранившиеся кирпичные стены), вырыт самый большой монастырский пруд (Гурьевский). Монастырь продолжал расширять земельные владения за счет пожалований и покупок. Совершенствовалось делопроизводство, была заведена «Книга ключей». Под руководством св. Гурия продолжалась работа по переписке книг. В 1545 г. по указанию настоятеля была составлена опись монастырской библиотеки. Св. Гурий был хорошо знаком с царем Иоанном IV Васильевичем, был его собеседником. В 1551 г. святой оставил должность игумена и жил в монастыре на покое. В 1554 г. св. Гурий стал игуменом Селижаровского Свято-Троицкого монастыря.

На Соборе в начале 1555 г. св. Гурий был избран архипастырем новоучрежденной Казанской епархии (скорее всего по царскому указанию). Житие и летопись сообщают о том, что избрание св. Гурий из 4 кандидатов совершилось по жребию. На Соборе было решено, что архиепископ Казанский и Свияжский по положению считается выше архиепископа Ростовского и равным архиепископу Новгородскому. Хиротония св. Гурия состоялась 7 февраля 1555 г. в московском Успенском соборе, ее возглавил митрополит Московский и всея Руси свт. Макарий, которому сослужили 9 архиереев (всего в богослужении участвовали 76 священнослужителей). При хиротонии в соборе присутствовали Иоанн IV, его брат князь Юрий Васильевич, князь Владимир Андреевич и бывший казанский хан Симеон, Боярская дума, служилые князья, множество дворян, польский и молдавский посланники, старцы афонского Хиландарского монастыря.

26 мая 1555 г. св. Гурий вместе с архимандритами св. Варсонофием и свт. Германом (Садыревым-Полевым) торжественно отбыл из Москвы. Царь и митрополит провожали его до Фроловских ворот Кремля, Сарский епископ Нифонт (Кормилицын) — «до судов», а бояре, архимандриты и игумены — до Симонова монастыря. По дороге св. Гурий остановился в Чебоксарах, где заложил Введенский собор (впоследствии в нем хранилась Владимирская икона Божией Матери, которой св. Гурий благословил чебоксарцев), и в Свияжске, где основал свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь. В Казань св. Гурий прибыл 28 (по др. данным, 31) июля, когда в крае еще продолжались военные действия.

Вскоре после приезда св. Гурий добился выделения архиерейскому дому участка в восточной части кремля, где псковские мастера Постник Яковлев и Иван Ширяй возвели кафедральный Благовещенский собор (освящен в 1562), рядом был построен архиерейский дом. В западной части кремля расположился казанский в честь Преображения Господня монастырь, архимандритом которого стал св. Варсонофий. В мае 1557 г., после завершения в крае военных действий, св. Гурий добился передачи архиерейскому дому значительного количества земель в Казанском и Свияжском уездах, запустевших во время войны. Благодаря св. Гурию Казанский архиерейский дом стал крупнейшим собственником в Казанском крае, получив земли не только плодородные, но и имевшие хозяйственное значение (Камское устье, берега пригородного оз. Кабан, где вставали на причалы торговые суда, и т. д.), которые в дальнейшем обеспечили доходы от богатых рыбных ловель и сдачи в аренду берегов. Уже при св. Гурии эти земли были в основном заселены, в т. ч. 2 слободы в Казани и 3 пригородных села, фактически являвшиеся частью города. В Москве (в приходе церкви во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Зарядье) было выстроено подворье Казанского архиерейского дома. Крупные земельные пожалования получили казанские и Свияжский монастыри. Св. Гурий поручил архимандриту Свияжского монастыря св. Герману все сельские церковные причты Свияжского у., а монастырь освободил от своего суда.

В соответствии с Наказной памятью, данной св. Гурию царем, Казанский архиерей должен был заботиться об открытии в новой епархии храмов и монастырей, активно заниматься миссионерской деятельностью, причем приводить татар и других местных жителей к крещению «любовью и ласкою», а не «насильством». Все эти указания св. Гурий добросовестно выполнял. При св. Гурий открылось много приходских храмов — к 1563 г. только в Казани их было более 20, многие городские храмы получали ругу. По всей стране для новой епархии собирались книги и колокола. Под руководством св. Гурия святые Варсонофий и Герман активно занимались миссионерской деятельностью — тысячи мусульман и язычников приняли крещение.

Последние 3 года жизни св. Гурий тяжело болел, на большие праздники его приносили для молитвы в храм. Незадолго до кончины св. Гурий принял постриг в великую схиму от настоятеля Спасо-Преображенского монастыря св. Варсонофия. Архимандрит Варсонофий совершил чин отпевания скончавшегося святителя. Св. Гурий был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора. Вскоре над его могилой усердием служившего ему боярина И. Застолбского была поставлена гробница и каменная часовня.

4 окт. 1595 г. при перестройке и расширении собора могилы св. Гурия и похороненного рядом свт. Варсонофия были вскрыты, обретены нетленные останки святых. Гроб св. Гурия был наполнен благоухающим миром. Вскоре по решению патриарха свт. Иова св. Гурий был канонизирован.

Тропарь, глас 4
Правило веры и образ целомудрия,/ учителя добрых дел/ и наставника спасения даде тя Господь/ новопросвещенному граду Казани,/ в немже приобрел еси новыя от язык люди/ и привел еси я Христови./ Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/ честне празднуем святое твое успение,/ ты же, отче наш, святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак, глас 4
Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение.

Источники: https://days.pravoslavie.ru/name/553.htm

http://www.pravenc.ru/text/168357.html