Собор святых земли Эстонской

День празднования: 1 декабря по н. ст.

Со­бор был уста­нов­лен ука­зом пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II от 22 июля 2002 го­да по хо­да­тай­ству ру­ко­вод­ства Эс­тон­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Мос­ков­ско­го Пат­ри­ар­ха­та. Со­глас­но ука­зу бы­ла на­пи­са­на и ико­на «Со­бор Свя­тых зем­ли Эс­тон­ской», ко­то­рая на­хо­дит­ся в Тал­линн­ском Алек­сан­дро-Нев­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре. Бы­ли со­став­ле­ны ли­тур­ги­че­ские тек­сты, в том чис­ле ка­нон, в ко­то­ром упо­ми­на­ют­ся име­на 17 угод­ни­ков Бо­жи­их.

В Со­бор вхо­дят:

Бл­гв. вел. кн. Алек­сандр Нев­ский, в схи­ме Алек­сей († 1263, па­мять 30 ав­гу­ста, 23 но­яб­ря)
Сщ­мч. Ис­и­дор Юрьев­ский и с ним 72 по­стра­дав­шие († 1472, па­мять 8 ян­ва­ря)
Прпп. Иона († ок. 1480, па­мять 29 мар­та) и Вас­са († ок. 1473, па­мять 19 мар­та) Пско­во-Пе­чер­ские
Прп. Се­ра­пи­он Псков­ский, Спа­со-Еле­аза­ров­ский († 1482, па­мять 15 мая, 7 сен­тяб­ря)
Прмч. Кор­ни­лий Пско­во-Пе­чер­ский († 1570, па­мять 20 фев­ра­ля)
Сщ­мч. Ар­се­ний (Ма­це­е­вич), митр. Ро­стов­ский († 1772, па­мять 28 фев­ра­ля)
Прав. Иоанн Крон­штадт­ский, прот., чу­до­тво­рец († 1908, па­мять 20 де­каб­ря)
Сщ­мч. Иоанн (Ко­чу­ров) († 1917, па­мять 31 ок­тяб­ря)
Сщ­мчч. Алек­сандр (Вол­ков) и Ди­мит­рий (Чи­сто­сер­дов) Иван­го­род­ские († 1918, па­мять 26 де­каб­ря)
Сщ­мч. Сер­гий (Фло­рин­ский), Ра­кве­ре­с­кий († 1918, па­мять 17 де­каб­ря, 19 июня)
Сщ­мчч. Пла­тон (Куль­буш), еп. Ре­вель­ский, Ми­ха­ил (Блей­ве) и Ни­ко­лай (Бе­жа­ниц­кий), протт., († 1919, па­мять 1 ян­ва­ря)
Свт. Ага­фан­гел (Пре­об­ра­жен­ский), исп., митр. Яро­слав­ский († 1923, па­мять 3 ок­тяб­ря)
Сщ­мч. Ни­ко­лай (Сий­мо), пре­сви­тер Крон­штадт­ский († 1931, па­мять 5 ап­ре­ля)
Сщ­мч. Карп (Эльб) († 1937, па­мять 11 сен­тяб­ря).

В Собор Святых земли Эстонской входят не только прославленные непосредственно на территории Эстонии святые угодники Божии, но и те, кто имеет отношение к этой земле фактом своего рождения или попечительством о ней. Например, св. праведный Иоанн Кронштадтский, который сыграл важнейшую роль в становлении эстонского Православия, был вдохновителем строительства храма в Петербурге для православных чухонцев, стал его первым жертвователем. Иоанн Кронштадтский помогал в становлении и Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю, в котором иноческие труды начинались по его благословению.

Коренное население современной Эстонии по вероисповеданию в основном относится к числу лютеран, но первые семена христианства были принесены на земли эстов-язычников в X начале XI. вв. из соседней Руси. В начале XIII века началась оккупация Эстонской земли немецким орденом меченосцев, который предпринял «крестовый поход» на земли эстонцев и ливов.

Новая власть принесла свои порядки, а господствующей верой стало католичество. В течение двух столетий немногочисленное православное население подвергалось гонениям, некоторые священнослужители претерпевали мученическую кончину. Пресвитер Исидор (XV в.), бывший настоятелем Никольского храма в Юрьеве (Тарту), не согласившийся перейти в латинскую веру, был утоплен в январе в реке Омовже (Эмайыги). Вместе с ним мученическую смерть в водах Омовжи приняли 72 прихожанина, семьдесят третьим был маленький ребенок, который сам кинулся в воды реки за своей матерью, как рассказывается в Житие священномученика пресвитера Исидора Юрьевского.

Уроженцем Эстонии был псковский преподобный Серапион Спасоелезаровский, который родился в Юрьеве Ливонском в 90- е годы XIV века и был вынужден бежать в связи с гонениями на православную веру во Псков, где стал монахом Спасоелеазаровского монастыря и учеником преподобного Ефросина Псковского.

В Собор Святых земли Эстонской входят и преподобные Иона и Васса Псково-Печерские подвижники. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь стал строиться ими, бежавшими от гонителей-католиков.

С 1920 года по 1940 Псково-Печерский монастырь располагался на территории Эстонской республики, был приписан к Ревельской епархии и большевистские послереволюционные гонения промыслительно обошли монастырь стороной.

В Соборе Святых Земли Эстонской прославляются подвижники не только средневековой истории, но и XX столетия — новомученики, пострадавшие за веру в период правления безбожной большевистской власти: Ивангородские и Тартуские новомученики, чьи даты гибели определяются, в основном, 1919 годом. Новомученики были родом из разных мест, но служили в православных храмах на территории Эстонской земли — в Тарту, Таллинне, Раквере, Ивангороде.

Тропарь Собору Эстонских святых
глас 4
Днесь лику́ет Це́рковь Эсто́нская,/ ветвь плодоно́сна дре́ва Росси́йския Це́ркве су́щи/ и, я́ко плоды́ кра́сны, Христу́ принося́щи,/ святы́я своя́ прославля́ет./ Тех моли́твами, Го́споди, Правосла́вие в земли́ Балти́йстей сохрани́,/ па́ству от раско́лов и междоусо́бия изба́ви/ и всем христолюби́вым лю́дем// да́руй ве́лию ми́лость.

Кондак Собору Эстонских святых
глас 8
Днесь святи́и земли́ Эсто́нския предстоя́т Бо́гу/ и усе́рдно за ны Ему́ мо́лятся,/ А́нгели славосло́вят с ни́ми,/ и вси святи́и Це́ркве Росси́йския им спра́зднуют,// о нас мо́лят вси ку́пно с Богоро́дицею Преве́чнаго Бо́га.

Молитва Собору Эстонских святых
О, всеблаже́нии и богому́дрии уго́дницы Бо́жии, по́двиги свои́ми зе́млю Эсто́нскую освяти́вшии и телеса́ своя́, я́ко се́мя ве́ры, в ней оста́вльшии, душа́ми же свои́ми Престо́лу Бо́жию предстоя́щии и непреста́нно о ней моля́щиися! Се ны́не, в день о́бщаго ва́шего торжества́, мы, гре́шнии, ме́ньшии бра́тия ва́ши, дерза́ем приноси́ти вам сие́ хвале́бное пе́ние. Велича́ем ва́ша вели́кия по́двиги, духо́внии во́ини Христо́ви, терпе́нием и му́жеством до конца́ врага́ низложи́вшии и нас от пре́лести и ко́зней его́ избавля́ющии. Ублажа́ем ва́ше свято́е житие́, свети́льницы Боже́ственнии, све́том ве́ры и доброде́телей светя́щиися и на́ша умы́ и сердца́ богому́дренно озаря́ющии. Прославля́ем ва́ша вели́кая чудеса́, цве́ти ра́йстии, в стране́ на́шей прекра́сне процве́тшии и арома́ты дарова́ний и чуде́с повсю́ду благоуха́ющии. Восхваля́ем ва́шу богоподража́тельную любо́вь, предста́телие на́ши и покрови́телие, и, упова́юще на по́мощь ва́шу, припа́даем к вам и вопие́м: вси святи́и сро́дницы на́ши, от лет дре́вних просия́вшии и в после́дния дни подвиза́вшиися, явле́ннии и неявле́ннии, ве́домии и неве́домии! Помяни́те на́шу не́мощь и уничиже́ние и моли́твами ва́шими испроси́те у Христа́ Бо́га на́шего, да и мы, безбе́дно преплы́вше жите́йскую пучи́ну и невреди́мо соблю́дше сокро́вище ве́ры, в приста́нище ве́чнаго спасе́ния дости́гнем и в блаже́нных оби́телех Го́рняго оте́чества вку́пе с ва́ми и со все́ми угоди́вшими Ему́ от ве́ка святы́ми водвори́мся благода́тию и человеколю́бием Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же со Преве́чным Отце́м и со Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет непреста́нное славосло́вие и поклоне́ние от всех тва́рей во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источники: https://azbyka.ru/days/sv-sobor-svjatyh-estonskoj-zemli

http://www.patriarchia.ru/db/text/61079.html