Общероссийский день библиотек

В Общероссийский день библиотек проведена экскурсия по выставке художественных каталогов Русского музея. В Виртуальном филиале Русского музея прихожане и настоятель храма архимандрит Гурий (Данилов) ознакомились с альбомом «Григорий Угрюмов». Издание посвящено творчеству известного русского художника — одного из наиболее ярких и значительных мастеров отечественной живописи конца XVIII — начала XIX века. Яркий представитель русского классицизма и академизма, он создал многочисленные произведения на библейские, исторические и мифологические сюжеты, а также ряд портретов[i].

Аннотированный альбом иллюстраций, включающий несколько разделов («Живопись», «Рисунки», «Копии Г.И.Угрюмова», «Произведения, ранее приписывавшиеся Г.И. Угрюмову», «Рисунок и гравюры с произведений Г.И. Угрюмова»), знакомит с работами из собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея истории религии, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Серпуховского историко-художественного музея, Ярославского художественного музея и Национального художественного музея Республики Беларусь. Дополнено биографией художника.

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793

Григорий Угрюмов работал в жанре монументальной исторической картины, отличающейся патриотическим пафосом и приподнятостью («Избрание Михаила Федоровича на царство»; «Взятие Казани», обе — 1800, ГРМ). Мастер портрета и рисунка. В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I; по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в С.-Петербурге, собор в Одессе и проч.

Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года. Не позднее 1800

Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Не позднее 1800

Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани» и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство», написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд св. Александра Невского во Пскове» (для Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в С.-Петербурге, собор в Одессе и проч. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани» и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство», написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд св. Александра Невского во Пскове» (для Александро-Невской лавры). Кроме того, можно указать на образа его работы в СПб. Казанском соборе («св. Зосима и Савватий», два архангела на южн. и сев. дверях иконостаса) и церквах л.-гв. Финляндского полка и бывшей Московского.

Испытание силы Яна Усмаря. 1796

Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне

Угрюмов был хороший, в академическом смысле, рисовальщик, умно, хотя и несколько театрально располагавший свои композиции и стремившийся в живописи не столько к силе, сколько к гармонии красок. Очень искусно писал портреты, каковы, напр., находящиеся в Третьяковской галерее в Москве портреты купцов Водовозова, Серебрякова и доктора Каменецкого. Как преподаватель, он имел большое влияние на успехи русской живописи, дав образование многих замечательных художников, в том числе Анд. Иванова, А. Шебуева, А. Егорова, О. Кипренского и др[ii].

[i] http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=218

[ii] Угрюмов, Григорий Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *