Мультимедиа попали в переплёт

ek-media-kniga-03

«Чудо!» — так немногословно, но по сути охарактеризовал мультимедиа-книгу про Житие Сергия Радонежского Патриарх Кирилл на открытии выставки «Моя история. Рюриковичи». В России формат книги получил новый виток развития благодаря петербургской компании Ascreen. Инсталляция представлена в рамках патриотической выставки, которая по стопам экспозиции Романовых пронесется по городам и весям нашей необъятной страны в грядущем году. Что это за новый формат мультимедиа, каковы его преимущества и есть ли недостатки? В этом постарался разобраться МАРТ на примере нескольких музейных кейсов.

Первое и главное преимущество мультимедиа-книги — создаваемый ей wow-эффект. Современные технологии день ото дня все плотнее входят в нашу жизнь. Мало кого сейчас могут удивить плазменные панели и информационные киоски в музейном пространстве. Но это «чудо» в силу своей новизны и функциональности пока оправдывает восхищенные реплики. Второй беспроигрышный момент — выбранный разработчиками мультимедиа-технологий классический формат книги. Он позволяет безболезненно и гармонично вписать инсталляцию в любой интерьер и, что немаловажно, нетривиально обыграть любое содержание.

Мы выяснили, что существует две основные разновидности книг: с реальным перелистыванием страниц — Real book, и с виртуальным — Virtual book.

VB

Весной 2013-го французская студия Nokinomo представила мультимедийную книгу, раскрывающую секреты производства различных товаров, предлагаемых под маркой Dior. Инсталляция являлась частью весенней выставки Dior в легендарном лондонском магазине Harrods и стала точкой притяжения для посетителей. Технологическое решение позволило представить публике историю производства многих популярных товаров с помощью фотографий и видео в высоком разрешении, что достаточно важно, когда мы говорим о мире высокого искусства. Но отсутствие ощущения «реальной» книги, эффекта перелистывания настоящих страниц, можно отнести, пусть и к незначительным, но недостаткам.

RB

Команда южноафриканской студии Formula D interactive, отвечавшая за мультимедийные решения в экcпозиции Музея науки и техники в исламе (MOSTI, Саудовская Аравия), напротив, отдала предпочтение интерактивной составляющей. Страницы книги сделаны из натурального дерева, контент транслируется на плазменной панели перед посетителем. Перелистывание страниц запускает презентации на экране, рассказывающие об изменениях границ исламского мира в разные исторические периоды. В этом решении также есть недостаток — страницы настоящие, но ощущение чтения настоящей книги теряется.

В кельнском этнографическом Rautenstrauch-Joest Museum формат «реальной» книги разработчики экспозиции использовали для того, чтобы ввести посетителя в тематику музея. Книга размещена в одном из первых залов, где представлена информация о знаменитых исследователях и ученых, и призвана представить посетителю очарование, испытываемое при прикосновении и первом знакомстве с чужой культурой. Всё помещение выполнено в виде библиотеки, поэтому дизайнерам из немецкой студии235MEDIA крайне важно было найти решение, максимально соответствующее «книжному» духу. Неудивительно, что разработчики отдали предпочтение реальным (а не виртуальным) страницам. В итоге книга стала одной из самых ярких технологических находок несмотря на то, что в музее использовано достаточно много мультимедиа.

mosti_interactive_book

В России разработкой и внедрением обеих разновидностей мультимедиа-книг занимается группа компаний Ascreen. RealBook является их серийным продуктом. Как у экспертов мы запросили у них комментарий, чтобы разобраться в отличиях и преимуществах этих техно-изданий.

«В основе обеих книг лежат проекционные технологии и компьютерное зрение. У них одинаковый принцип работы, но разрабатывались они под разные задачи. RealBook вызывает восторг и детское, искреннее удивление у пользователей всех возрастов. Еще недавно, печатное издание с живыми страницами можно было увидеть только в Гарри Поттере, а здесь ты уже сам перелистываешь настоящие страницы и смотришь на разворотах полноценную анимацию. Скоро выйдет обновленная версия RealBook, в ней можно будет добавлять страницам интерактивность, это позволит читателям не просто смотреть, а полноценно взаимодействовать с контентом.

Главное преимущество VirtualBook перед RealBook — неограниченное количество страниц. Разумный максимум для второй 15 разворотов (30 страниц), в первую же можно загрузить хоть все 4 тома романа «Война и мир». VirtualBook больше подходит, для демонстрации оцифрованных изданий. Например, никто не даст в руки оригинал книги XV века, а при помощи нашей виртуальной книги можно без опаски прикоснуться к древнему писанию.

Итак, если у музея стоит задача привлечь к себе внимание и удивить гостей, то лучше подойдет RealBook. VirtualBook хорошее решение для демонстрации большого количества оцифрованного контента», — рассказал Евгений Чуруксаев, руководитель студии интерактивных медиа Ascreen IM.

Отечественные «чудо» издания не уступают зарубежным эквивалентам, даже превосходя их где-то по исполнению. Рассмотрим несколько музейных мест, где книги уже нашли свое место.

ikniga-ek-02

В России первая «живая» книга появилась в Музее истории Екатеринбургагод назад. Подать интересно и захватывающе исторический контент непростая задача, но медиа-книга с ней справилась на ура. Семь красочных разворотов проиллюстрировали целых два века развития и становления Екатеринбурга. 3D-мэппинг шоу предвосхищает знакомство с книгой. Объемная обложка, стилизованная под хребет Уральских гор, оживает на глазах: река Исеть пускается наутек, густые покровы лесов сменяются снежными склонами. С помощью системы верхней проекции на белых страницах книги проявляются анимированные сюжеты, раскрывающие ключевые исторические моменты. Все иллюстрации в издании подвижны, а текст легко воспринимается под звуковое сопровождение. Управлять мультимедийной книгой просто — привычным движением руки вы перелистываете страницу и контент меняется.

В среднем на создание такого продукта уходит месяц. Над визуальным решением страниц екатеринбургской книги трудились семеро художников. Было изучено несколько томов архивных данных для того, чтобы корректно воспроизвести историю. Подробней ознакомиться с деталями реализации можно по ссылке.

Еще несколько мультимедийных книг с реальным перелистыванием стали центром притяжения экспозиции культурно-исторического проекта «Государевы потехи» в ГМЗ «Петергоф».

Один из мультимедиа томов рассказывает о завоевании Петергофом статуса «Северной Версалии». Главное отличие этого издания от екатеринбургского — переплет. Он сделан таким образом, чтобы страницы на развороте представляли собой ровную поверхность, а не приподнимались в центре сшивки как у обычной книги. Это технологическое решение увеличивает засвечиваемую площадь, и делает более износоустойчивым изделие. Второе и более значимое для заказчика нововведение — дистанционное управление книгой с помощью радиобрелка.

Второй том изданий Петергофа повествует о привычном досуге императорской семьи. Конструкция этой книги аналогична первому изданию — это все та же система верхней проекции на плотные страницы с заранее напечатанными номерами и некоторым текстом. Иллюстрации в книге мастерски выполнены по мотивам царскосельского альбома художника того времени Алексея Чернышова, который в 1845 и 1846 году приглашался в Петергоф для зарисовок придворной жизни. Подробнее с проектом можно ознакомиться тут.

542e5f013410b0_87490859

Нашло свое место такое издание и в экспозиции музея отечественной истории курьерской связи и фельдъегерской службы. Там был найден интересный связующий ход через персонажа — фельдъегеря, который совершая небольшое путешествие по страницам, визуализирует изменения в профессии с течением времени. Каждый разворот книги посвящен определенному историческому периоду, который представлен «читателю» через известную личность (Петр I, Павел, Наполеон, и др.). Таким образом читатель не только освежает в памяти историю, но и знакомиться со спецификой курьерской связи в России.

Даже беглый взгляд на последние разработки в области мультимедийных решений для музеев позволяет говорить о том, что технологии на месте не стоят. Если еще десять лет назад сенсорные экраны поражали воображение, сегодня в арсенале профессионалов сотни новых удивительных решений, позволяющих превратить преподнесение информации посетителю в настоящее приключение. Интерактивная книга в любом исполнении, как мы увидели, может стать отличным подспорьем в музейной экспозиции. Но и формат интерактивной книги активно развивается. Радует, что в этой отрасли мы не отстаем. Возможно, используя подобные книги в наших музеях, мы сможем еще и воскресить прежнюю любовь к чтению и снова стать самой читающей нацией.

Источник http://mart-museum.ru/mart_articles/realbook/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *